Среда, 12.12.2018, 23:44Hello Гость | RSS


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 15 
Златоуст, ул.Зеленая, тел. 8(3513)79-12-25
E-mail: Zlatsc
h
ool15@yandex.ru
ГЛАВНАЯ | XVI научно-практическая конференция | МОЙ ПРОФИЛЬ  | ВХОД



Разделы сайта:







Категории раздела
Научные статьи к XVI Международной научно-практической конференции [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Научные статьи к XVI Международной научно-практической конференции

«Воспитание художественно-эстетического вкуса у учащихся на основе изучения декоративно-прикладного творчества»

                      Статья ( Александрова Н.Л.)

 «Воспитание художественно-эстетического вкуса у учащихся на основе изучения декоративно-прикладного творчества»

 «Красота - самый могучий магнит, и привлекает не только красивое лицо или фигура человека, но и красивый поступок, красивый спектакль, красивый концерт, вышивка и даже красивый картонный солдат ... «Бить красоту, значит, бить наверняка» поскольку стремление к красоте крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре».

А.С. Макаренко

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить без учета культурно исторического опыта народа, создававшегося веками предшествующими поколениями и закрепленного в произведениях народного искусства.

В настоящее время наступает этап глубокого анализа педагогических явлений, требующих применение методов, гарантирующих результат обучения народному декоративно - прикладному искусству в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Для того чтобы определить задачи художественно-эстетического воспитания, рассмотрим некоторые его определения. В.Н. Шацкая рассматривает эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства. Н.И. Киященко добавляет  сюда процесс  формирования  способности  к творчеству  по законам красоты во всех сферах и видах человеческой деятельности. В.А. Разумный концентрируется на выработке у человека эстетических чувств, вкусов и идеалов, а также художественно-творческих способностей.

Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Цели эстетического воспитания и эстетического образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной,    физической    (телесной)    культуры.    Как    синоним термина «эстетическое воспитание» употреблялось понятие "художественное воспитание", которое, представляя собой ее часть, реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно­ педагогической деятельности. Художественное воспитание приобщает детей к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность.

Эстетическое воспитание не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.

Важно пробудить у учащихся стремление утверждать красоту в школе, дома -всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают.

Важно научить учащихся ценить прекрасное. Вот почему народное декоративно-прикладное искусство является одним из главных средством эстетического  воспитания  учащихся.  Работы  мастеров  говорят  сами   за себя, и учащимся трудно не заметить красоту произведения - сложнее выразить словами чувства, желание окружить себя этой красотой, вычеркнуть все уродливое, некрасивое .

Декоративно - прикладное искусство область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.п.).

Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции, пропорции, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, вышить узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы получилась эта удивительная красота. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, которые являются произведениями искусства.  Но  для этого необходимо не только желание, но и эстетический вкус, который должен закладываться и развиваться с детства.

Задача педагога на уроках технологии вдохновить и увлечь ребят творческими замыслами и это, возможно, если  обогатить  учащихся новыми эстетическими познаниями, подбирая материал к уроку, подчеркнуть значимость  декоративно-прикладного искусства.

С методической точки зрения уроки знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства можно поделить на этапы эстетического познания учащимися народного искусства:

  1. этап: Эмоциональное восприятие учащимися произведение народного творчества.
  2. этап:  Познание  учащимися  художественных   качеств  предметов народного творчества. Эти этапы протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но и можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайдах. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные  произведения.

 1 этап: Объяснение учащимися культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.

2 этап: Углубление представлений учащихся о художественном образе.

Эти этапы связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Преподаватель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи.

Он должен помочь детям представить рассматриваемую вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой, формы, вышивки, но и применять в быту.

  1. этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями ДПЧ.
  2. этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

Завершает процесс (V и VI этапы) эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практики на материале народного творчества.

Нарядность,  художественная  содержательность  изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными  атрибутами нашего быта, оживляют повседневную  жизнь  людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных      случаях.

Наконец, почти каждая вещь созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи и коллектива.

Ниже представлены два вида занятий по декоративно- прикладному творчеству , которые можно использовать на уроках технологии

                                Занятие №1

                   План теоретического занятия

    Тема раздела: Технология вышивания в технике гладь

Тема: «Узоры русской вышивки»

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: урок теоретических работ (изложение нового материала)

Продолжительность занятия: 1 час

Цель занятия:

Обучающий аспект:

  • познакомить учащихся с историей русской вышивки, ее особенностями;
  • подготовить учащихся к проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при вышивке гладью;
  • расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых

изделий, орнаментальных мотивах и других узорах, материалах и инструментах, применяемых в вышивке.

Развивающий аспект:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • активизация интеллектуальных способностей;
  • расширение их кругозора, оперативного мышления;
  • формирование умений работать в должном темпе;
  • развитие инициативы, уверенности в своих силах.

Мотивационный аспект:

  • побудить интерес к вышивке гладью.

Воспитательный  аспект:

  • способствовать  совершенствованию  эстетического  вкуса учащихся;
  • воспитать аккуратность, точность в работе, трудолюбие, внимательность.

Методы обучения:

  • рассказ;
  • фронтальная беседа;
  • демонстрация  слайдов.

Средства  обучения:

  • учебно -наглядные пособия;
  • мультимедия, презентация. Ход занятия см. в приложении 3.

Ход занятия (1 час)

№ п.п

Этапы проведения занятия

Время проведения

Длительность преподавателя

Длительность учащихся

1

Организационный момент

5 мин

Приветствие. Ознакомление учащихся с темой, целью, структурой учебного занятия, системой подведения итогов

Дисциплинированность, внимательность

2

Объяснение нового материала

30 мин

Рассказать об истории возникновения вышивки из Руси. Дать понятие определениям:

- вышивка, гладь;

- двусторонняя гладь;

Цветная художественная гладь.

Формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых понятиях, запись в тетрадь

3

Закрепление пройденного материала

15 мин

Провести опрос среди учащихся по пройденной теме. Еще раз указать основные моменты.

Активное участие в опросе

4

Подведение итогов по новой теме

10 мин

Подведение итогов, выдача домашнего задания.

Запись домашнего задания

 

                                   План  практического занятия

Тема раздела: Технология вышивания в технике гладь

Тема занятия: «Узоры русской вышивки»

Тип занятия: практическая работа Продолжительность занятия: 2 часа

Цель занятия:

Обучающий  аспект:

  • формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
  • формировать  умения  выбора  материалов для вышивания.

Развивающий  аспект:

  • развить творческое отношение к труду и эстетический вкус;
  • развить мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию.

Воспитательный аспект:

  • выработать точность и аккуратность в работе;

формирование           умений      четко      организовать        свою     практическую деятельность;

  • воспитать усидчивость, терпение, сосредоточенность терпения.

Методы  проведения:

  • фронтальная работа;
  • выполнение практической работы.

Материально - техническое оснащение:

  • пяльца;
  • ткань;
  • нитки мулине;
  • набор игл;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • копировальная бумага;
  • образцы рисунков;
  • образцы вышивки;
  • инструкционные карты.

Средства  обучения:

  • инструкционные карты швов гладь;
  • образцы вышивок гладь.

Учебно - производственные работы:

  • разработка рисунка вышивки;
  • перевод рисунка на ткань;
  • выполнить вышивку по рисункам с применением всех техник вышивки гладь;

- сшить чехол для мобильного телефона и украсить его вышивкой. Ход урока и поэтапное изготовление чехла см. в приложении 4.

                                           Ход занятия  (2 часа)

 

№ п/п

Этапы проведения занятия

Время проведения

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

5  мин

Проверка     готовности     к уроку. Сообщение темы и цели урока.

Готовность к занятию, наличие всех принадлежностей

2

Проверка знаний учащихся по ранее пройденной теме:

«Узоры русской вышивки»

15  мин

Провести тестирование по теме: «Узоры русской вышивки»

Письменно дать ответы на тест

3

Вводный инструктаж

10  мин

Повторить правила техники безопасности при выполнении ручных и машинных работ

Внимательно слушать учителя

4

 

Практическая  работа

80  мин

Показать учащимся различные техники вышивки и  гладь,  помочь в

Разработке рисунка для

вышивки, раскрое и изготовлении  чехла для

мобильного телефона, исправлять ошибки

Индивидуальная работа с рисунком, пошив чехла для мобильного телефона, декорирование его вышивкой в технике гладь

5

 

Подведение итогов о проделанной работе, выставление оценок

10  минут

Оценить учеников, подведение итогов, дать домашнее задание

Запись домашнего задания.

 

                                               Занятие №2

                              План  теоретического занятия

Тема раздела: Применение вышивки в одежде и предметах быта

Тема: «Украшения и аксессуары в русском традиционном костюме»

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок теоретических  работ  (изложение  нового материала)

Продолжительность занятия: 1 час

Цель занятия:

Обучающий  аспект:

  • изучить принципы изготовления украшений и аксессуаров в русском народном стиле;
  • контроль знаний, умений и навыков.

Развивающий  аспект:

  • формирование художественного вкуса и творческого мышления;
  • развитие  познавательных  способностей учащихся;
  • формирование умений работать в должном темпе.

Воспитательный  аспект:

  • воспитание  глубокого уважения  к культуре,  быту и народным традициям;
  • способствовать  совершенствованию  эстетического  вкуса учащихся.

Методы обучения:

  • рассказ;
  • фронтальная беседа.

Средства  обучения:

  • нагляднее пособия, плакаты.

 

 

 

                                              Ход занятия  (1 час)

 

№ п/ п

Этапы проведения занятия

Время проведения

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

5 минут

Ознакомление учащихся с темой, целью, структурой учебного занятия, системой подведения итогов.

Дисциплинированность, внимательность.

2

Объяснение нового материала.

45 минут

Рассказать об украшениях и аксессуарах в традиционном русском костюме, их видах, техниках вьшолнения, продемонстрировать примеры на плакатах.

Запись материала в тетрадь, внимательность

3

Подведение итогов по пройденной теме

10 минуты

Указать еще раз основные моменты материала.

Записать, понять и запомнить.

 

                                   План практического занятия

   Тема раздела: Применение вышивки в одежде и предметах быта

Тема: «Украшения и аксессуары в русском традиционном костюме»

Тип занятия: практическая работа

Продолжительность занятия: 1 час

Цель занятия:

Обучающий аспект:

  • сформировать у учащихся представление о изготовлении сережек в русском народном стиле.

Развивающий  аспект:

  • развитие речи и мелкой моторики;
  • развитие творческого взгляда у учащихся.

Воспитательный  аспект:

  • воспитание глубокого уважения к культуре, быту и народным традициям;
  • воспитание точности, аккуратности, эстетического вкуса.

Методы  проведения:

  • фронтальная  работа;
  • выполнение  практической  работы.

Материально - техническое оснащение:

  • нитки;
  • крючок для вязания;
  • кусочки кружева, ткани;
  • бисер, бусины, стразы;
  • ножницы;
  • швензы.

Средства  обучения:

  • наглядные  пособия.

Учебно - производственные работы:

  • изготовление сережек в русском народном стиле.

Поэтапный процесс изготовления сережек см. в приложении 5.

 

                                                Ход занятия  (1 час)

№ п.п

Этапы проведения занятия

Время проведения

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

5 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку

Готовность к занятию, наличие всех принадлежностей

2

Вводный инструктаж

10 мин

Ознакомить учеников с темой и целью урока. правила техники безопасности при выполнении ручных работ

Внимательно слушать учителя

3

Практическая работа

40 мин

Изготовить серьги в русском стиле

Индивидуальная работа по изготовлению сережек

4

Подведение итогов о проделанной работе, выставление оценок

5 мин

Оценить учеников, подведение итогов

Запись домашнего задания

 

 

Занятие теоретического обучения

«Узоры русской вышивки»

 

Приложение 1

 

Цитата урока:  "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)

 

Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

                  Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

                  Вышивание является видом широко распространённого народно­ бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание бьшо распространено среди знатных дам и монахинь.

 

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования  в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

 

В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, аксессуаров, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сувениров.

 

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй - по свободному, заранее нарисованному контуру.

Гладь -один из вариантов вышивки контурными швами.

Техника выполнения: заполните внутреннюю часть фигуры короткими прямыми стежками, прилегающими один к другому. Стежки должны  лежать  ровным рядом.

 

Чтобы выполнить двустороннюю гладь, вденьте в иглу две контрастные нити. Выполняйте стежки, как обычно, вышивая нитью то одного, то другого цвета. При этом «отдыхающая» нить  должна находиться над иглой.

Двустороннюю    гладь можно    выполнять    настилом.    Эта  техника

вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу  ниток

 

более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой. Используют нитки одного цвета. Стежки располагают по форме мотива в лепестках от края к центру. Мелкие листики выполняют косой гладью под углом 45' к оси симметрии. Для ягод и плодов используют прямую гладь. Стебельки  и веточки  выполняют  стебельчатым швом

Цветная художественная гладь выполняется нитками трех, четырех тонов одного цвета. Особенности вышивки - плавный переход одного цвета в другой.

Вышивка - это большое искусство, желаю вам успехов в технологии освоения!

Домашнее задание: более подробно познакомиться  с  историей  русской вышивки,  техниками  выполнения  вышивки  гладь,  инструментами и приспособлениями,  необходимыми  для вышивания.

 

Приложение  2

Пошаговый  процесс  изготовления  сережек  в русском стиле.

 

Для изготовления сережек нам понадобиться:

  • крючок для вязания;
  • нитки мулине золотые (жесткие);
  • бисер;
  • декоративные бусины;
  • ножницы;
  • швензы.

Технология изготовления:

  1. Набрать        17     воздушных        петель,       руководствуясь         схемами, изображенными ниже.

 

                              Затем провязать ряд из полустолбиков.

 

 

  1. Петлями полустолбик вывязать форму сережки, изображенную ниже.

 

 

 

Категория: Научные статьи к XVI Международной научно-практической конференции | Добавил: columb8343 (26.03.2018)
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск












МAОУ "СОШ №15" © 2018
Используются технологии uCoz